В «основе» нового Nissan Ariya лежит японская философия
ЙОКОГАМА, Япония (15 июля 2020 года) – Новый Nissan Ariya – первый серийный электро-кроссовер, разработанный и построенный в Японии. Он создан на базе концепт-кара Ariya, представленного на токийском автосалоне 2019 года. Nissan Ariya стал первой моделью, которая демонстрирует новую электрифицированную эмблему бренда, открывающую путь в эру передовой электрификации, компоновки интерьера и бескомпромиссной «интеллектуальности» автомобиля.
С самого начала над дизайном Nissan Ariya работали исполнительный директор по дизайну Сатору Таи (Satoru Tai) и старший директор по дизайну Джованни Арроба (Giovanny Arroba). Под руководством старшего вице-президента Nissan по глобальному дизайну Альфонсо Альбайса (Alfonso Albaisa) они стремились придать Ariya японскую ауру, выйдя за рамки обычного стиля и характеристик кроссовера. С этой целью они погрузились в японскую философию и применили её к новому электромобилю – уникальным, свойственным только Nissan способом.
«Мы хотели, чтобы «душа» автомобиля отражала наш оригинальный, японский генетический код, выражая его в лаконичном, но мощном современном стиле, – сказал Альбайса. – Мы назвали эту концепцию «японским футуризмом, не подвластным времени», и искали ключевые японские слова, способные вдохновить глобальную команду дизайнеров на создание форм Ariya: ультраобтекаемых, плавных, четких и мощных».
Nissan Ariya: формы, родившиеся из фундаментального японского подхода
Омотенащи (японское начертание: “おもてなし”)
Традиционное определение: предлагаем больше, чем ожидалось на данный момент и в данном месте, и только для вас (неожиданно высокий уровень гостеприимства и сервиса).
Омотенащи подразумевает «предложение гостям и покупателям непревзойденного уровеня гостеприимства, иногда предвосхищая их потребности и соответствующим образом удовлетворяя их». Это способ показать людям, что в настоящий момент все лучшее предназначается только для них.
Альбайса говорит: «Это важный термин, определяющий японский «генетический код». Наша следующая волна продуктов сосредоточена не только на впечатляющей мощности, устройствах и функциях, обеспечивающих удобство, и премиальных материалах. Эти продукты заново определяют все аспекты «удовольствия от вождения»: от приближения к автомобилю до его эксплуатации, взаимодействия с ним и повышения качества повседневной жизни. И наши автомобили делают это оригинальными, восхитительными способами.
Применительно к Ariya, мы рассматривали слово омотенащи в современном, «цифровом» контексте. Ключевой аспект этой традиции – внимание к людям. Например, когда водитель садится за руль, все иконки затемнены, и только стартер пульсирует, ожидая действий. Когда кнопка нажата, постепенно пробуждаются к жизни все иконки и переключатели; в частности, графический интерфейс пользователя отражает последовательность запуска двигателя.
Что касается собственно интерфейса, то два изогнутых дисплея и большой высоко расположенный дисплей предоставляют водителю важную информацию в легко воспринимаемом формате, а все органы управления находятся именно там, где следует. И, в дополнение к удобной функциональности, мы использовали освещение в стиле андон, которое создает в интерьере атмосферу, напоминающую лаунж».
Ики (японское начертание: “粋”)
Традиционное определение: нечто современное, вызывающее впечатление простоты и свежести.
Наиболее простой перевод слова ики – это «шик». Однако для дизайнеров Nissan это слово означает «создание чего-то нового и авангардного, что отличается от уже испытанных впечатлений».
По словам Таи, «ики, возможно, одно из лучших слов для описания Ariya, поскольку оно указывает на его передовой стилистический язык и технологии. Ики описывает новый взгляд на взаимодействие с автомобилем – взгляд, обусловленный прорывами в технологиях подключения к цифровой среде. Кроме того, это слово указывает на изменившееся представление о данном сегменте автомобильного рынка.
Ики – противоположность таким понятиям, как «кричащий» или «броский», которые обычно связаны с техническими новинками. На Ariya ики можно ощутить в мощном облике и выразительной красоте автомобиля. Например, четкий рельеф переднего бампера и акценты, проходящие по крылу единой линией, объединяя дизайн в сжатой форме. Внутри автомобиля органы управления климат-контролем выполнены в «исчезающем» стиле, который делает их практически незаметными на плавной поверхности панели управления (когда они не используются).
Хотя сенсорные переключатели климат-контроля интегрированы в панель, при активации они обеспечивают тактильную обратную связь, как при нажатии на механическую кнопку. Это – ики в чистом виде».
Kабуку (японское начертание: “傾く”)
Традиционное определение: смелое, оригинальное выражение, которое идет вразрез с общепринятым подходом.
Kабуку – это реакция на социальные установки и порядок. Это понятие объединяет странное, не ортодоксальное самовыражение – нечто вроде бунта, но бунта, несущего позитивный заряд. Оно подразумевает иной, чем у всех, менталитет, и выражается в поведении, которое доступно только тем, кто способен быть лидером и не боится риска.
«В Nissan мы направляем этот дух на небанальный подход к норме – в поисках не только вдохновения для свежего дизайна, но и новых способов разработки и конструирования. Благодаря этому мы поднимаем впечатления водителя и пассажира на иной уровень. Мы смотрим на то, что есть, и думаем, каким это могло бы быть. Намеки на кабуку видны в подходе у Ariya.
Будучи электромобилем, Ariya использует новые возможности конструирования и дизайна. Например, радиаторная решетка обрела новый имидж – «щит», чтобы отражать её новую цель: защиту высокотехнологичных устройств, поднимающих на новый уровень помощь при вождении. В передний бампер интегрированы воздухозаборники, которые улучшают аэродинамику, не нарушая эстетики поверхности.
Это лишь несколько примеров. Они показывают, как мы стремимся в будущее, в котором автомобили станут более «интуитивными» и «подключенными». Также они отражают наш лаконичный и простой подход к дизайну EV с использованием уникального японского стилистического языка».
Ma (японское начертание: “間”)
Традиционное определение: освоение пустого пространства путем уважительного отношения к нему (пространственно-временные пустоты).
По сути, мa – это освоение пространства без применения сложных средств, исключительно за счет мастерства и приемов.
Альбайса считает: «В архитектуре мa – это форма японского минимализма, которая изначально фокусируется не на отсекании лишнего, а на гармонии элементов. Концепция мa воплощена как во внешнем облике, так и в интерьере автомобиля. Снаружи с первого взгляда внимание привлекает единая динамичная линия, которая тянется от передней части Ariya к задней. Формы, которые создают эту линию, очень скульптурные – это делает её более артистичной.
Интерьер в стиле технического минимализма отражает повседневную жизнь наших покупателей. Вместе с нашими инженерами мы смогли сделать его менее сложным, «поселив» функции внутри декоративных элементов и создав неожиданно открытое, но интересное пространство».
Сеи (японское начертание: “整”)
Традиционное определения: продуманное обращение с конструкциями и деталями.
Если мa – это освоение пространства, то сеи – способ, которым это достигается. Сеи может проявляться в форме продуманного подхода к конструкции, элементу или функции.
«Дизайнеры всегда ищут способы, позволяющие остроумно воплотить эскиз в физической форме, – сказал Альбайса. – В случае с Ariya примерами сеи могут служить характерные линии, которые проходят по всей длине кузова. Когда мы видим их все одновременно, они создают «беззвучное напряжение», выражающее движение мa. В дизайне задних фонарей использован мотив «единого горизонтального лезвия», воплощающий красоту функциональности.
В салоне концепция сеи представлена сенсорными органами управления, интегрированными в переднюю панель, с минималистскими иконками; они обеспечивают тактильную реакцию на прикосновение. Они выглядят простыми, но основаны на технологиях, которые «оживают», как по волшебству, когда водитель нуждается в них».
Уцурои (японское начертание: “移ろい”)
Традиционное определение: текучесть и асимметрия, созданные природой.
Команда дизайнеров Nissan считает это понятие основой своего вдохновения, используя переменчивые природные явления для создания новых форм, которые выглядят целесообразными и сбалансированными.
По мнению Таи, «Примеры уцурои в Ariya видны повсюду. Напряженные и плавные формы, особенно панели задних крыльев и целостная рельефная линия, которая тянется вдоль кузова, придают необузданность дизайну автомобиля в целом. Внутри Ariya текучие формы экстерьера повторяет длинная, непрерывная поверхность панели управления.
Такие элементы, как «интеллектуальная» подсветка и акценты медного цвета, переходят от передней части салона к задней, придавая интерьеру целостность. Освещение в стиле andon излучает естественное тепло, которое чувствуют все пассажиры».
Энгава (японское начертание: “縁側”)
Традиционное определение: неопределенное пространство между «внутри» и «снаружи», между «здесь» и «там».
В традиционной японской архитектуре используется узкий коридор, который окружает здание. Он называется энгава и может быть закрытым или открытым с наружной стороны, наподобие веранды. Энгава представляет собой зону или неопределенное пространство между «внутри» и «снаружи», между местом, где вы находитесь, и местом, куда вы направляетесь. По мнению Nissan, это понятие выходит за рамки физического мира, охватывая цифровую информацию и то, как мы взаимодействуем с ней – внутри и снаружи автомобиля.
Таи говорит: «В Nissan Ariya концепция энгава представлена информационным полем, объединяющим «мир снаружи» и «мир внутри» автомобиля. Примером может служить движение дисплея, которое позволяет нам чувствовать – буквально кончиками пальцев – потоки информации из множества источников и течение времени через цифровое 3D-пространство».
Aндон (японское начертание: “行燈”)
Традиционное определение: японский бумажный фонарь, дающий мягкий свет.
Aндон – это бумажный фонарь, который со времен самураев используется для освещения домов. Он состоит из деревянной рамы, на которую натянут лист тонкой бумаги. Внутрь вставляется свеча, и теплое свечение фонаря акцентирует окружающую обстановку.
Арроба: «Подсветка в стиле андон создает в салоне Ariya атмосферу релакса и роскоши, подчеркивая просторную зону для ног и нижнюю часть дверей. Светильники встроены в передние двери и под панель управления, поэтому освещение андон создает успокаивающую, гостеприимную обстановку».
Кумико (японское начертание: “組子”)
Традиционное определение: традиционная японская техника, используемая при изготовлении декоративных решеток из дерева.
Решетки кумико делают только самые высококвалифицированные мастера. Решетки имеют сложный и красивый геометрический рисунок, который используется столетиями.
«На «щите», который устанавливается на Ariya вместо радиаторной решетки обычного автомобиля с ДВС, мы видим переосмысленный орнамент кумико, – рассказывает Арроба. – Замысловатый узор лежит непосредственно под гладкой поверхностью «щита» и подчеркивает электрифицированный V-образный элемент. Также кумико используется в интерьере Nissan Ariya – на «абажуре», обернутом вокруг светильников андон».